Почему так рано?

1. Малыши отдают предпочтение классической музыке, а не детским песенкам, как это обычно принято думать. Наблюдая за младенцами, доктор Судзуки отметил, что им нравятся звуки классической музыки (уже 5-месячны младенцам нравится концерт Вивальди). В Японии на одном из предприятий фирмы «Сони» был организован детский сад, малышей приучали к классической музыке. Было проведено исследование, выявившее музыкальные пристрастия детей. Выяснилось, что самой любимой музыкой для малышей была 5-я симфония Бетховена! Популярные эстрадные песни заняли 2-е место, и на самом последнем месте оказались детские песни. Если малышам так нравится, то почему мы делаем так, как это кажется правильным нам – включаем в младенчестве какие-то песенки, а к классической музыке приучаем только с 6 лет, когда интерес ребенка к ней уже потерян?

 

2. Музыка обладает лечебным эффектом. Лечебный эффект от музыки был доказан многими учеными. Существует такое понятие как «музыкальная терапия».

 

3. Музыка развивает интуицию. У младенцев размер шишковидной железы, связанной с гипофизом, который отвечает за интуицию, размером с горошину, а у взрослых, в том числе взрослых детей, которые не занимаются своей интуицией, размером с пшено. Информация, полученная через органы чувств, часто бывает ложной и обманчивой. Когда осознание происходит вне органов чувств, посредством интуиции, оно безошибочно. Эйнштейну было 16 лет, когда ему пришла в голову идея, совершившая впоследствии революцию в мире физики, и он сам говорил позднее: «Эта мысль пришла ко мне интуитивно, а движущей силой интуиции была музыка. Мое новое открытие стало результатом музыкального восприятия».

 

4. Раннее начало занятий очень важно, ведь первые годы жизни ребенка - это критическое время для развития умственных процессов и координации мышц. Синити Судзуки писал о себе: «Я начал учиться играть на скрипке, когда мне уже исполнилось семнадцать лет, и столкнулся с тем, что мизинец меня не слушался. Когда я брал ноту мизинцем, вибрато было невы¬разительным, и этот недостаток исполнения был очевидным для всех. Я изо всех сил старался, чтобы мизинец функционировал не хуже осталь¬ных пальцев, и практиковался ежедневно на про¬тяжении многих лет. Но даже сейчас, по проше¬ствии сорока лет, он все еще не достиг нужного уровня. Если мы не тренируем какой-то навык в детстве, когда организм еще растет, то впослед¬ствии достижение этого навыка будет связано с потом и болью. Для меня это стало особенно ясно, когда я начал учить музыке детей в возрас¬те четырех-пяти лет. Их мизинцы тренируются наравне с другими пальцами, и я с завистью наблюдаю, с какой легкостью и точностью они используются»1.
 
5. Старая японская пословица утверждает: «Каков в три года, таков и в сто». Если начать заниматься музыкой поздно, то сложнее будет приблизиться к той красоте души, которая присущая малышам: «они не допускают даже мысли о том, чтобы предать себя, они доверяют людям и ни капли не сомневаются в них, они умеют только любить и еще ничего не знают о ненависти, они любят справедливость и досконально выполняют все правила, они радуются жизни и вся их жизнь наполнена радостью, они не знают страха и живут с ощущением безопасности»2. Детская жизнь всегда основана на любви.

 

6. Два - три - четыре года - пик усвоения родного языка. Слух малыша настроен на то, чтобы впитывать, усваивать. Гениальность доктора Синити Судзуки заключается в том, что он сделал открытие: каждый ребенок может научиться игре на музыкальном инструменте подобно тому, как он обучается родному языку. Любой детский (и только детский) мозг в состоянии освоить миллионы потенциально возможных языков. Достаточно поместить ребенка в нужную обучающую среду и создать соответствующие стимулы, он сможет выучить что угодно. Но ведь если ребенку не дать возможность постижения родного языка, то к 6 годам ему уже тяжело будет его освоить. Также происходит  и с музыкой: в 6 лет ребенку тяжелее понять музыку. Более того, не будучи знаком с музыкой, ребенок в 6 лет не чувствует ее, не тянется к ней, а порой начинает занятия с педагогом без особого интереса, исключительно по настоянию родителей. Также  сложно добиться от взрослого ребенка совершённого слуха.

 

7. Часто дети уходят из школы на первых годах обучения, так как их не подготовили с детства к тому, что могут возникнуть трудности. Зачастую в музыкальных школах используется метод принуждения. Согласно постулату Синити Судзуки, «принуждение – худший способ обучения». Согласно его методу ребенок должен сам сказать: «Я тоже хочу».


«Вначале доктор Судзуки позволяет детям делать всё, что они хотят, но не допускает их близко к скрипке. Очень скоро маленький ученик успокаивается и с удовольствием наблюдает, как играют другие дети. В течение двух-трёх месяцев ребёнок хорошо запоминает всю пьесу, которую играет его товарищ, и вот уже ему тоже хочется попробовать. Учитель ждёт, чтобы нетерпение ребёнка достигло апогея и только тогда даёт ему первый урок. Период подготовки у всех детей разный. Самый долгий – 6 месяцев3».

 

8. Музыка развивает потенциал и способности человека. Цель метода Судзуки заключается в развитии всех способностей ребенка, в развитии  его потенциала посредством занятий музыкой. Взрослый ребенок уже забывает о своем предназначении, он движется в направлении, заданном его окружением. Человека, воспитанного в музыке, тяжелее сдвинуть с его пути.  

 

9. Музыка развивает дисциплину и выносливость, а также способность к концентрации внимания. Масару Ибука, один из основателей корпорации Sony, создатель новаторских концепций по воспитанию и обучению детей раннего возраста, пишет: «В 1970 году на ярмарке в Осаке состоялся концерт маленьких скрипачей в честь Дня ООН. Он начался в 11 утра, но уже в 8 утра большинство детей, в том числе трёх – и четырехлетние, уже стояли на площади, несмотря на холод, репетируя и настраивая свои скрипки. Я был поражён целеустремлённостью детей… Тот, кто выработал в себе высокую степень концентрации внимания, обладает огромными преимуществами. Считается, что ученики музыкальных школ дисциплинированы и хорошо воспитаны. Вы можете подумать, что родители держат этих детей в строгости, и это может сделать их скучными и серьёзными с самого детства. Ничего подобного! Они хорошо себя ведут не потому, что на уроках присутствуют родители, а потому, что они способны к высокой степени концентрации внимания без всяких особых усилий. Учёба даётся им легко, и они успевают сделать больше других детей за то же время. Таким образом, у них остаётся больше свободного времени.

Все родители, чьи дети посещали скрипичный класс доктора Судзуки, утверждали, что их дети никогда не мучились, готовясь к экзаменам, что они без напряжения хорошо учились, хотя проводили много времени, играя с детьми во дворе. Этот вопрос выявил совершенно новый тип ребёнка-интеллектуала: жизнерадостный, смышлёный и совсем не похожий на общепринятый стереотип бледного худого очкарика»4.

 

10. Игра на скрипке развивает черты лидера. «Способность руководить другими людьми считается исключительно взрослой чертой, и поэтому это качество воспитывается в более позднем возрасте. На самом деле качества лидера начинают развиваться гораздо раньше, чем многие думают. Замечено, что в любой группе детей кто-то обязательно начинает играть роль лидера. В своей книге «Детская психология» доктор Ямашита говорит, что потенциальный лидер всегда остаётся сосредоточенным на своих мыслях и действиях, даже если вокруг него полно других детей. В игре или других занятиях он всегда пытается создать что-то новое и первый берётся за воплощение своих идей.


Эти же качества воспитываются и занятиями на скрипке. Поэтому нет ничего удивительного в том, что ученики доктора Судзуки – это жизнерадостные, энергичные дети со склонностью к лидерству, а вовсе не бледные гении. Эти дети со временем станут лидерами в обществе, которое всегда нуждается в таких людях.


Многие ученики доктора Судзуки заняли ведущие посты в самых прославленных оркестрах мира»5.

 

______________________________________________________________

1 Взращенные с любовью: Классический подход к воспитанию талантов. С. Судзуки. – Минск. ООО «Попурри». 2005
2 Там же
3 Масару Ибука «После трех уже поздно»
4 Там же
5 Там же

 
Foto

Фотогалерея

Video

Видеоотчеты

Video

Страничка психолога