МЕТОД СУДЗУКИ В РОССИИ
Автор: Сапрыгина Ольга   
29.09.2015 00:00

В наших силах воспитать всех детей мира так,
чтобы они стали немного лучше, немного счастливее.
Если вся нация сообща возьмется за воспитание детей,
то, возможно, удастся избежать войны.

Синити Судзуки

О методе Судзуки

Метод Судзуки основан на утверждении, что все дети обладают способностями и что в благоприятной среде эта способность может быть развита и повышена. В 1933 году японский скрипач-педагог Синити Судзуки сделал гениальное открытие: каждый ребенок может научиться игре на музыкальном инструменте (или научиться чему-то другому) подобно тому, как он обучается родному языку. Он говорил: «Музыкальность - не врожденный талант, а способность, которая, как и любая другая, может быть развита. Любой ребёнок, обученный должным образом, может стать музыкальным. Это не сложнее, чем говорить на родном языке». Именно поэтому метод Судзуки называется «методом родного языка». Каждый может говорить на родном языке. А это означает, что каждый может научиться играть на любом музыкальном инструменте. Синити Судзуки доказал всему миру, что каждый ребенок талантлив. Исключений нет.

Ниже представлены базовые принципы обучения игре на музыкальном инструменте по методу Судзуки. Все они основаны на принципах освоения родного языка.
1. Раннее начало. В большинстве стран в школах Судзуки начинают обучать детей в возрасте 3х-4х лет. Ведь первые годы жизни ребенка - это критическое время для развития умственных процессов и координации мышц. Но окружить ребенка прекрасной музыкой, так же как он окружен звуками родной речи, нужно с самого рождения.
2. Вовлечение родителей, их любовь. По мнению Судзуки, вовлечение родителей в процесс обучения музыкальным навыкам играет очень важную роль, как и в преподавании языковых навыков. Краеугольным камнем в обучении ребенка по методу Судзуки является «принцип треугольника: педагог-родитель-ребенок».
3. Отсутствие принуждения, отсутствие наказания. Никто не требует от ребенка разговаривать, желание возникает естественным образом. А родители лишь радуются каждому новому слову ребенка. Родители никогда не ругают ребенка за то, что он не сразу выговаривает все слова. Без принуждения и наказания следует обучать и музыке. «Принуждение – худший способ обучения», - говорил Синити Судзуки. Тщательно проработанный метод Судзуки позволяет достичь возникновения интереса и желания учиться у каждого ребенка.
4. Активное прослушивание. Дети учатся говорить, внимательно слушая речь родителей. Тот же принцип распространяется и на занятия музыкой. Чем чаще дети слушают музыку, тем проще им научиться играть на инструменте.
5. Донотное обучение. Детей учат читать всегда только через несколько лет после того, как они научатся говорить. В соответствии с методом Судзуки дети всегда сначала учатся играть на музыкальных инструментах, прежде чем изучать ноты. Главные задачи на первом этапе – правильная постановка рук на инструменте, точная интонация и красивый звук.
6. Социальная среда. Позитивный настрой должен создаваться на уроках музыки и во время домашних занятий. Родители должны создать благоприятные условия для обучения и радоваться успехам малыша. Дети также общаются и с друзьями. Поэтому групповые занятия – это необходимый элемент обучения по методу Судзуки.
7. Единый репертуар. Для каждого инструмента  в школах Судзуки существует специально подобранный репертуар. Именно на этом репертуаре обучаются дети школы Судзуки во всем мире. Благодаря этой единой среде дети из разных стран легко играют на концертах друг с другом без репетиции. Таким образом, дети, говорящие на разных языках, могут общаться друг с другом с помощью языка музыки.
8. Пошаговый подход. С. Судзуки говорил: «Выучив одну вещь, практикуйся и шлифуй ее каждый день на протяжении примерно трех месяцев… пока ты не достигнешь следующего, более высокого уровня. Здесь речь идет не о технике, а о духе и сердце». Когда ребенок может в совершенстве исполнить одну пьесу, педагог дает ему другую, продолжая работать над обеими.
9. Словарь. Каждое музыкальное произведение - кирпичик в обучении музыке. Музыкальные произведения, которые дети выучили на ранней стадии обучения, всегда используются как техническая основа для более сложных произведений.
10. Повторение. Все способности ребенка развиваются в процессе практики. С. Судзуки отмечал, что «навык приобретается лишь в результате постоянных повторений».
11. Память. Ученики, обучающиеся по методу Судзуки, играют без нот. Это способствует развитию у ребенка памяти и ускоряет процесс обучения. С. Судзуки приводил цитату Дайсецу Судзуки: «Человек может строить умозаключения и создавать новые идеи только на базе сведений, накопленных в его памяти. Если имеется база памяти, то присутствует и опыт, а если есть опыт, то человек обладает мышлением».
По мнению С.Судзуки, все эти принципы работают и при обучении математике, искусству и поэзии. По сути, метод Судзуки универсален.

 

Появление и развитие метода Судзуки в России

Метод Судзуки был «рожден» в Японии, а с 1964 года начал активно распространяться в Америке. В настоящее время обучение по методу Судзуки существует во многих странах мира. В 2013 году метод Судзуки появился и в России.
Первое письмо было направлено мной в японский Институт исследования талантов в 2012 году. А в 2013 году Европейской Ассоциацией Судзуки (далее – ESA) было принято решение направить в Россию двух педагогов Судзуки (педагогов самой высшей категории с большим опытом работы в качестве педагогов Судзуки) для обучения российских педагогов.
25 октября 2013 года Хелен Бруннер из Великобритании и Анке ван дер Биджл из Нидерландов провели первый семинар по подготовке педагогов Судзуки в России. Именно к этому моменту можно приурочить появление метода Судзуки в России. В семинаре приняли участие двадцать российских педагогов (скрипачей и пианистов). Это было большое событие, перевернувшее взгляды, цели, а потом и жизни многих из этих двадцати педагогов. Такого уровня обучения методике работы с 2х-3- летними детьми никто из них прежде не встречал. По мнению одного из участников семинара «Мы как будто побывали в замке Хогвартс из «Гарри Поттера».
Это был вводный семинар. В последующем российские педагоги по классу скрипки продолжили обучение у Хелен Бруннер. А пианистам пришлось еще долго ждать «своего» педагога.
Необходимо представить педагога, который посеял семя метода Судзуки на российской земле. Хелен Бруннер – Президент Британской Ассоциации Судзуки, одна из первых учениц С. Судзуки, первый педагог Судзуки в Европе, преподаватель метода Судзуки для учителей. Хелен проводит занятия на скрипке Амати 1683 года. Когда-то Хелен продала свой фамильный дом XVII века в центре Лондона для того, чтобы купить скрипку Амати. Она не могла поступить по-другому. И ни разу не пожалела о своем выборе.
18 апреля 2014 года Российская Ассоциация Судзуки была принята в члены ESA.
25 октября 2014 года, с разрешения ESA, в Москве была открыта первая в России школа Судзуки «Воспитание талантов». На тот момент надлежащее обучение прошли только педагоги по классу скрипки, поэтому было открыто только скрипичное отделение.
В феврале 2015 года ESA направила в Россию педагога по классу фортепиано для обучения пианистов-педагогов. Кристинн Ёрн Кристинссон из Исландии, основатель и руководитель школы Судзуки в Исландии, преподаватель метода Судзуки для учителей, обучает российских педагогов.
В настоящее время ESA дала разрешение на открытие в школе Судзуки отделения по классу фортепиано. Поэтому с сентября 2015 года в школе начнутся занятия и для маленьких пианистов.
Сейчас в школе Судзуки обучается около пятидесяти учеников. Преимущественно это дети от трех лет. Самой старшей ученице школы 12 лет. Но двери школы открыты также и для взрослых, независимо от возраста. В школе есть также программы по работе с людьми с ограниченными возможностями здоровья, а также по работе с детьми, оставшимися без попечения родителей.
А Российская Ассоциация Судзуки продолжает набор педагогов-музыкантов на обучение по программе подготовки педагогов Судзуки. Так как целью Российской Ассоциации Судзуки является развитие метода Судзуки на всей территории Российской Федерации.

Случайность или необходимость?

Когда метод Судзуки появился в России, в адрес Российской Ассоциации Судзуки приходило большое количество писем, в том числе от музыкантов, обученных и обучающих по традиционной системе музыкального образования. Все хотели знать: «Зачем нам нужен «чужой» метод при наличии российской школы, самой лучшей школы в мире?». Некоторые говорили: «Это возможно только для японских детей. В России это невозможно».
Отвечая на эти вопрос, невозможно не признать наличие проблем в российской профессиональной системе музыкального образования. Проблема заключается в том, что музыкальные учебные учреждения ориентированы прежде всего на воспитание профессиональных музыкантов и в меньшей степени на воспитание педагога-музыканта. Выпускник, как правило, не обладает достаточным уровнем компетенции в области педагогики. Безусловно, в России есть и сейчас прекрасные педагоги. Но это больше единичные примеры. В результате подготовке педагогов музыкальных школ в музыкальных ВУЗах и СУЗах уделяется недостаточно внимания. А если музыкант решает стать педагогом, как правило, он обнаруживает дефицит знаний не только в методике, но и в детской психологии. 
Разным возрастным категориям должны соответствовать разные принципы работы. Цикл развития сознания человека составляет семь лет. Первая фаза развития ребенка - от рождения до семи лет. В это время все органы чувств открыты. То, чему ребенок учится в первую фазу жизни, является исключительно следствием подражания. Эту идею Ф.М. Достоевский выразил в «Братьях Карамазовых»: «Дети, пока дети, до семи лет, например, страшно отстоят от людей: совсем будто другое существо и с другою природой».  Дети используют язык психологический, но не вербальный. Дети разговаривают на языке игры. Только на нем. Взрослого языка они не понимают.
Надо сказать, что появление метода Судзуки в России, прежде всего, связано с неудачными попытками найти педагога для моего трехлетнего ребенка. Когда мой сын захотел играть на скрипке, я стала искать для него педагога по классу скрипки. В музыкальных школах говорили, что «примут ребенка, только если увидят в нем талант». Большинство частных педагогов говорили, что не знают, как обучать таких маленьких детей. Некоторые педагоги соглашались, но предупреждали, что «это будет эксперимент». В три года мой сын начал заниматься с частным педагогом. Но он не хотел выполнять серьезные требования педагогов. Он не понимал, зачем это нужно. Он злился, потому что у него ничего не получалось. Педагоги были настойчивы. Энтузиазм ребенка охладевал. Как-то раз он сказал мне: «Я никогда больше не буду играть на скрипке».
Нельзя научить трехлетних детей «по-взрослому». Это не работает. Детям это не интересно. Они, конечно, могут учиться, если их заставлять, но их сердца никогда не будут наполнены музыкой. Нельзя полюбить что-то по чьему-то требованию. С. Судзуки говорил: «Если же вы подходите к делу формально и внушаете ребенку, что это не игра, а серьезное занятие, у него сразу же наступает деформация сознания. Сначала надо воспитать сознание, а потом уже приступать к формированию навыков».
За восемь месяцев работы педагоги московской школы Судзуки доказали, что каждый ребенок может заниматься музыкой с радостью и интересом. Все дело лишь в методике.
Чтобы получить диплом педагога Судзуки и получить право обучать детей, педагоги проходят очень серьезную подготовку. Программа обучения состоит из пяти уровней с международным экзаменом в конце каждого уровня. В рамках одного уровня, который длится около полутора лет, педагоги посещают семинары педагога Судзуки, направленного ESA. Общее количество часов по каждому уровню – 120 часов. Статус Дипломированного Педагога Судзуки присваивается педагогам, прошедшим 3 уровня обучения.
Также мне хотелось бы обратить внимание на отсутствие чужеродности принципов метода Судзуки нашей музыкальной культуре. Интересно то, что многие основополагающие принципы метода Судзуки мы можем найти у великих советских педагогов.
Например, если мы проведем параллель и сравним принципы преподавания П.С. Столярского и принципы преподавания С. Судзуки, то обнаружим их сходство. В основании и тех и других лежат одни и те же постулаты:
1. Начало обучения с трёх-пяти лет («Пока косточки мягкие», - объяснял П.С. Столярский).
2. Необходимость вовлечения родителей (П.С. Столярский говорил: «Мне нужны не талантливые дети, а талантливые родители»).
3. Важность наблюдения за другими учениками. Ученики П.С. Столярского, а также родители учеников могли в любой момент зайти в класс и посидеть на уроке. По методу Судзуки каждый ребенок может присутствовать на занятии другого ученика, то есть быть наблюдателем. 
4. Важность групповых занятий. О необходимости и эффективности групповых занятий всегда говорил С. Судзуки. П.С. Столярский также придавал игре в оркестре и всевозможных ансамблях большое значение.
Также мы можем увидеть сходство философии С. Судзуки и Г.Г. Нейгауза. Г.Г. Нейгауз говорил: «Таланты создавать нельзя, но можно и нужно создавать среду для их проявления и роста». Г.Г. Нейгауз огромное значение придавал прослушиванию музыкальных пьес ребенком с раннего возраста. «Прежде чем начать учиться на каком бы то ни было инструменте, обучающийся - будь это ребенок, отрок или взрослый – должен уже духовно владеть какой-то музыкой: так сказать, хранить ее в своем уме, носить в своей душе и слышать своим слухом. Весь секрет таланта и гения состоит в том, что в его мозгу уже живет полной жизнью музыка раньше, чем он первый раз прикоснется к клавиатуре или проведет смычком по струне», - говорил он. Можно увидеть и много других схожих черт в педагогике Г.Г. Нейгауза и С. Судзуки. Например, Г.Г. Нейгауз так говорил о роли групповых занятий в обучении ученика: «Работу в классе можно сравнить с работой в лаборатории: если один студент проделывает опыт, то остальные его товарищи, внимательно следящие за ним и слушающие указания руководителя, получают столько знаний и пользы, сколько студент».
Артоболевская А.Д. в своей книге «Первая встреча с музыкой», говорила о параллели между изучением родного языка и языка музыки: «Вместе с необходимыми для общения словами и фразами, которым ребенок обычно научается к 3-4 годам, мы учим его любить родной язык, чувствовать его поэзию и красоту. Столь же непреложной необходимостью надо считать ознакомление с языком музыки. Музыка, быть может, как ни одно другое искусство, помогает сделать человека добрее, облагораживает его жизнь. Ее язык интернационален и не нуждается в переводе”.
В книге Артоболевской А.Д. можно увидеть схожесть и иных принципов: раннее начало, вовлечение родителей, единый репертуар, социальная среда, пошаговый подход, необходимость многократных повторений.
Синити Судзуки был гениальным педагогом. Петр Соломонович Столярский, Генрих Густавович Нейгауз, Анна Даниловна Артоболевская были гениальными педагогами. Синити Судзуки смог свой гений передать обществу, выстроив целую систему, направленную на раскрытие способностей в каждом ребенке. «В каждом ребенке можно найти способности. Все дело только в методике обучения», - говорил он. Он создал МЕТОД, известный во всем мире. Метод «Воспитания талантов». И мы гордимся тем, что удостоены чести развивать этот метод и в России.

О целях

Несмотря на то, что многие  ученики Судзуки сделали успешную карьеру в музыке, а система детского развития по методу Судзуки получила название «Воспитание талантов», профессор не ставил себе цель вырастить гениев. Синити Судзуки отмечал: «Моя цель — сделать из малыша не музыканта, а хорошего, благородного человека. Полюбив хорошую музыку, мои ученики будут стремиться к красоте и гармонии во всех сторонах жизни». Он настаивал: «Я всего лишь хочу воспитать хороших граждан. Если ребенок с момента своего рождения слушает хорошую музыку и учится играть сам, в нем развиваются глубокие чувства, дисциплина и выносливость. Он приобретает доброе сердце. Если вся нация сообща возьмется за воспитание детей, то, возможно, удастся избежать войны».
Жизнь нужно прожить достойно. Все мы хотим, чтобы наши дети были счастливыми, чтобы наши дети были воспитанными и интеллигентными людьми.  Все мы желаем процветания нашему обществу. Отсутствие духовно-нравственной основы в человеке порождает жалость к себе, чувство неполноценности, что влечет за собой хамство и невежество. Такие люди несчастливы. Корень всех мировых кризисов следует искать в человеке.
Духовно-нравственную основу нужно взращивать в ребенке с рождения, как, собственно, и сам потенциал ребенка. Заложенные в ребенке способности надо раскрывать. Раскрытие способностей наших детей и взращивание в них духовно-нравственной основы – вот два блага, в развитии которых музыкальное образование может оказать неоценимую услугу.
Я верю в то, что семена метода Судзуки, которые были посажены в российскую почву, дадут обильный урожай. Я верю в то, что настанет время, когда люди поймут значимость музыки для развития ребенка, для развития общества.


Используемая литература:

  1. С. Судзуки. Взращенные с любовью: классический подход к воспитанию талантов. ООО «Попурри». 2005.
  2. Методический материал с лекций Хелен Бруннер и Кристинна Ёрн Кристинссона.
  3. А. Артоболевская. Первая встреча с музыкой. Учебное пособие. Композитор-Санкт-Петербург. 2009.
  4. Г. Нейгауз. Об искусстве фортепианной игры. Музыка. 1958.
  5. Ф. Достоевский. Братья Карамазовы. Эксмо. 2008.
  6. Лев Мадорский. «Тайна Столярского».
  7. http://suzukiassociation.org- Suzuki Association of the Americas (SAA).
  8. Т.Л. Котлар. Открывая мир Судзуки. Suzukimusic.ru

Автор: Сапрыгина Ольга Викторовна, кандидат юридических наук, педагог высшей школы, Президент Российской Ассоциации Судзуки, директор Московской Школы Судзуки «Воспитание талантов», мама двоих детей.



  • МЕТОД СУДЗУКИ В РОССИИ
    МЕТОД СУДЗУКИ В РОССИИ
    Автор: Сапрыгина Ольга
  • МЕТОД СУДЗУКИ В РОССИИ
    МЕТОД СУДЗУКИ В РОССИИ
    Автор: Сапрыгина Ольга
  • МЕТОД СУДЗУКИ В РОССИИ
    МЕТОД СУДЗУКИ В РОССИИ
    Автор: Сапрыгина Ольга
  • МЕТОД СУДЗУКИ В РОССИИ
    МЕТОД СУДЗУКИ В РОССИИ
    Автор: Сапрыгина Ольга
  • МЕТОД СУДЗУКИ В РОССИИ
    МЕТОД СУДЗУКИ В РОССИИ
    Автор: Сапрыгина Ольга
  • МЕТОД СУДЗУКИ В РОССИИ
    МЕТОД СУДЗУКИ В РОССИИ
    Автор: Сапрыгина Ольга
  • МЕТОД СУДЗУКИ В РОССИИ
    МЕТОД СУДЗУКИ В РОССИИ
    Автор: Сапрыгина Ольга

 
Foto

Фотогалерея

Video

Видеоотчеты

Video

Страничка психолога