Открывая мир Судзуки
Автор: Котлар Тереза Людвиговна   
10.10.2015 00:00

Мое первое знакомство с методом Судзуки состоялось с просмотра черно-белого короткого фильма,который транслировали по телевидению. Немыслимое количество маленьких скрипачей с вдохновением играли вариации. Мне было 14 лет и я училась на фортепианном отделе  музыкального училища.Очень хорошо помню свои чувства: как светло...как захватывающе, я хочу быть с этими детьми...рядом с этим учителем...

ЭТО МОЕ!
Что же особенного я увидела? Что взбудоражило мое юношеское воображение? Конечно атмосфера, затем понимание того, что такое количество детей невозможно заставить быть увлеченными и счастливыми в момент исполнения (вспомнила, как перед  выходом на сцену на экзамене немели руки и ноги). А сам Синити Судзуки за инструментом излучал спокойствие и радость! Затем, на уроках педагогики изучая  разные методики, мы «прошлись» по некоторым  моментам преподавания по системе Судзуки. Все, что по крупицам я могла собрать, понять, почувствовать, стала применять будучи еще студенткой на пед. практике. Впоследствии, большая радость, появилась книга «Воспитание талантов». Харука Катаока, пианистка, концертмейстер Синити Судзуки адаптирует  скрипичную систему  к фортепиано. Замечательные новости, но как все это далеко...

И вот прошло столько времени, за плечами 10 лет преподавания в муз. школе и более десяти лет в ИСИ, в Москву официально пришел метод Судзуки! Конечно же мне хочется много восторгаться, но лучше напишу о том, что мы узнали, имея возможность учиться у замечательных, не побоюсь слова, уникальных педагогов Хелен Брунер и Кристина Кристинсона, которые делятся с нами, обучают, вдохновляют и являются проводниками погружая нас в замечательный мир метода Судзуки.

В традиционных школах обычно тестируют детей, чтобы понять, музыкальны они, способны ли. Но тут мы кое- что упускаем. «Я понял, что любой ребенок может проявлять необычайные способности, если применить правильную методику обучения» - говорит Судзуки.

Его метод  называют методом родного языка.Как ребенок учится говорить? Он слышит речь, простые разговоры вокруг себя, материнское воркование, как говорят на Руси «гуление» .Малыш внимательно прислушивается к интонациям родителей с легкостью осваивает «музыку» родного языка. Родители ожидают, когда же прозвучит первое слово, но  не жалуются, не подгоняют, не критикуют его (ну когда ты скажешь «мама», почему так не четко, я не поняла!) и ребенок естественным образом начинает говорить. Самые сложные диалекты малыш учит не замечая и первое слово его звучит для родителей как райская песня! Вы не помните как научились говорить? Почему бы этим  не воспользоваться и в  изучении музыки - предлагает Синити Судзуки.

В методе важной составляющей является прослушивание пьес ребенком, но в ненавязчивой форме. Музыка, которую малыш будет исполнять, окружает его, звучит фоном, пока он занимается своими делами, кушает, играет, едет в машине, гуляет в саду. Это должно быть  так же естественно, как окружение  звуками родной речи с самого рождения.

Я приведу дословно мысли Генриха Нейгауза которые так созвучны выше изложенному:
«Прежде чем начать учиться на каком бы то ни было инструменте, обучающийся - будь это ребенок, отрок или взрослый – должен уже духовно владеть какой-то музыкой: так сказать, хранить ее в своем уме, носить в своей душе и слышать своим слухом. Весь секрет таланта и гения состоит  в том, что в его мозгу уже живет полной жизнью музыка раньше, чем он первый раз прикоснется к клавиатуре или проведет смычком по струне».

Для того чтобы семя проросло нужны время и условия.
В методе большое внимание уделяется повторению. Всем педагогам  известна такая картина -  приходит ребенок и говорит: я наверное не способный, сыграл  пять раз трудное место, а оно не получается. Судзуки в своей книге отвечает на этот вопрос : для каждого есть определенное количество усилий, которые необходимо затратить для достижения цели, а Нейгауз добавляет: кому- то рукой подать, а кому-то сто верст пешком. На своих занятиях я обычно говорю: милый мой, ты  все можешь, просто не затратил то время, которое положено для этой работы. Давай попробуем вместе и ты увидишь, что все получится. Тот, чья воля слаба не может убедить других своей игрой. (Врубель писал сорок раз голову Демона именно потому, что был гениален, а не потому, что был бездарен).

Следующий важнейший аспект в методе - это вовлечение родителей. Взаимодействие родителя, учителя и ребенка дает  отличный результат.

Родители вместе с детьми включаются в процесс обучения, они присутствуют на занятиях, записывают важные моменты, становятся участниками происходящего. Некоторые из них,  углубляясь в музыкальный космос, сами начинают  играть. Родители создают дома музыкальную окружающую среду, так как именно она питает ребенка, развивает и направляет. Занятия должны проходить без принуждения, при позитивном настрое.

«Да разве это возможно?!»-спросят многие родители. Хочу предоставить слово маме нашего первого трех летнего «студента» Ольге  Гребенниковой:
«Я закончила пятый класс обычной музыкальной школы в 11 лет, захлопнула крышку ненавистного фортепиано - и оно благополучно ушло из моей жизни.
С первым сыном музыкой не занималась - и он до сих пор не выносит классической музыки. Во время второй беременности я много читала, узнала о влиянии музыки на развитие мозга, и в том числе о методике Сузуки.
И мой второй сын родился под любимую мною тогда "Аве Мария".
Хорошая музыка стала частью его жизни, он много пел и сейчас постоянно поёт - и поёт чисто, не фальшивя, это сразу замечают все...
До трёх лет мы просто слушали много музыки и отхлопывали ритмы.
В три года я нашла школу Сузуки. И с тех пор каждый день начинается с вопроса - "А мы сегодня поедем на музыку?"
Это не имеет ничего общего с классической музыкальной школой. На занятиях мы вместе поём, ползаем, "строим мосты", "сажаем деревья", путешествуем с Бабой Ягой...
И мотивация заниматься возрастает всё больше.
Сейчас я жду третьего сына - и он уже в животике узнаёт знакомые мелодии.
Вопрос "заниматься ли музыкой с третьим" (хотя по идее - музыка вроде как "немужское" занятие), вообще не стоит. Конечно!

Первое слово ребенка, первое его знакомство с музыкой, первый поклон, рука на клавиатуре. Радость первым самым маленьким успехам. Могут быть и небольшие огорчения от того, что, что-то не так получается, как хочет малыш, но мама и педагог рядом, они поддерживают  маленького музыканта, дают возможность ему ошибаться и исправляться, не критикуя, а разделяя с ним первые шаги! На занятиях позитивному настрою отводится главенствующая роль. Поклониться, сесть, приготовиться. Перед тем, как приступить к игре на инструменте, ученик должен приобрести способность к концентрации, развить баланс, почувствовать себя уверенным. Ведь пианист должен владеть своим телом не хуже балерины! В методике Судзуки нет потребности в поспешности, торопливости, так как каждый ребенок имеет свой темп в освоении материала, а мы (о счастье!) не привязаны к четверти, полугодию и академ. концертам.

Музыкальные вечера и концерты проводятся в нашей школе часто и дети имеют возможность продемонстрировать свои успехи, свой рост, но это носит характер скорее получения удовольствия от исполнения, радости, праздника. (Опять предвкушаю скепсис многих, но посмотрите на наших детей, например трехлетний Филарет с миниатюрной скрипочкой в руках не может дождаться своего выхода на сцену, он весь в предвкушении ...ну...вот...сейчас....!!!

Почему так свободно вошедший в класс  улыбающийся ученик, садясь за инструмент, превращается в деревянного человечка? Когда педагог ставит непосильные задачи перед ребенком, а малыш не готов переходить на следующий уровень, происходит внутренний зажим, разочарование и вместо продвижения вперед – остановка. Если говорить о физической свободе движений, надо не забывать и о психологической и музыкальной свободе. В каждом случае рассудительный педагог сумеет, не заостряя вопрос, найти выход для его решения.

В традиционном обучении есть победители и побежденные, а у тех, кто занимается по методу Судзуки все победители. Имея отличные навыки, хорошее качество звука, развивая свои способности, ученики всего мира, занимающиеся по системе,  могут идти в музыку или выбирать любую другую дорогу.

Этот метод помог мне в работе с незрячей студенткой. Спустя полгода занятий по системе Брайля мы окунулись в методику Судзуки. С каким удовольствием девочка стала заниматься! Как зазвучал рояль, с каким удовольствием Юля стала посещать занятия!

Музыка - искусство звука. Антон Рубинштейн говорил о фортепиано: «Вы думаете, это один инструмент? Это сто инструментов!» А Черни обращал внимание на то, что на фортепиано можно передать сто динамических градаций. Такие две противоположные индивидуальности как Черни и Рубинштейн остановились на цифре 100. Мы много работаем над качеством звука. Интересно наблюдать с каким вниманием и удовольствием дети слушают извлекаемый ими звук. С какой готовностью откликаются на предлагаемые игры и упражнения. Чем яснее цель, тем яснее она диктует средства для ее достижения (предполагается, что разумный педагог не будет ставить ученику неосуществимых задач). Слово «техника» происходит от греческого слова «techne» что означает искусство. Конечно, работа над звуком есть самая трудная работа, так как тесно связана со слуховыми и душевными качествами ученика. Развивая слух (а для этого есть много способов), мы непосредственно действуем на звук; работая на инструменте над звуком, добиваясь неустанно его улучшения, мы влияем на слух и совершенствуем его. Наша задача, добиться, чтоб первое «исполнение» было выразительным и принесло радость  маленькому музыканту.

Одно из главных требований при постановке руки - это простота и естественность. Многими интересными приемами, работой над «мелочами» поделились с нами коллеги и учителя, (подчас, чего греха таить, на эту работу не хватает времени в обычной школе).  Эта часть занятий всегда завораживает детей и подталкивает к более тщательному изучению своих возможностей. Да что тут говорить, любопытные они! «О, ничего себе, я могу так...и еще вот так! Вот это да!» и следующий вопрос «а что дальше, хочу скорее на занятие!»

Групповые уроки в нашей школе это один из самых интересных  моментов! Перенимая опыт у  Кристина, с удовольствием занимаемся по этому принципу. Что мы получаем? Лучше, чем Нейгауз сказал об этом еще  в прошлом  веке, я не напишу:
«Работу в классе можно сравнить с работой в лаборатории: если один студент проделывает опыт, то остальные его товарищи, внимательно следящие за ним и слушающие указания руководителя, получают столько знаний и пользы, сколько студент. А ведь это старый, давно известный и практиковавшийся метод». От себя добавлю – ждешь, когда же подойдет твоя очередь, чтоб сесть за инструмент  с таким нетерпением! А наблюдение за исполнителем и рекомендации учителя замечательно запечатлеваются и приносят огромную пользу.
Конечно приходиться решать разные вопросы по ходу процесса обучения.Например ребенок не хочет заниматься сегодня. В этом случае мы не принуждаем его, а так как родитель  в курсе всей нашей работы, мы замечательно проводим занятие с ним. Глядя на сложившуюся ситуацию малыш обычно «подтягивается» (что там интересное происходит без меня?)
Конечно можно по пунктам разложить все плюсы,отличия и сходства с другими системами метода Судзуки. Но я нарочно этого не делаю, представляя вам лишь некоторые интересные  моменты.

В школе существует правило: обучение без нажима, без страха, с хорошим настроением, получая при этом  огромное удовольствие от встречи с музыкой. В искусстве ведь нет мелочей, все подчинено законам красоты.

Самое важное, что мы принимаем ребенка таким, какой он есть, радуемся его неповторимости, не пытаемся подогнать под общий шаблон. Старо это или ново, меня ни капельки не волнует, я как педагог знаю, с каким драгоценным материалом мы имеем дело!

Использованные материалы:
Синити Судзуки «Воспитание таланта».
Генрих Нейгауз «Об искусстве фортепианной игры».
лекции Хелен Бунер и Кристина Кристинсона.

Тереза Людвиговна Котлар является преподавателем Института Современных Искусств.
Более 25 лет педагогического стажа.
Образование высшее музыкально-педагогическое. В своей работе опирается на классические и передовые современные методики музыкального воспитания.

 

Открывая мир Судзуки

Открывая мир Судзуки

   

Открывая мир Судзуки

Открывая мир Судзуки

 
Foto

Фотогалерея

Video

Видеоотчеты

Video

Страничка психолога