О Синити Судзуки

Доктор Синити Судзуки (1898-1998)


picture 2Подойдя к высокой горе, вы не в состоянии одним махом взобраться на ее вершину. К цели надо продвигаться постепенно, шаг за шагом. На пути встретятся трудности и препятствия, но не будет ни разочарований, ни отчаяния, если вы уверенно движетесь вперед. Только не торопитесь. Это основное правило. Поспешив, вы можете сорваться вниз, ничего не добившись. И не делайте остановок в движении. Это второе основное правило. Без остановок, но и без спешки, шаг за шагом уверенно продвигайтесь вперед. Для воспитания таланта абсолютно необходимы беспредельное терпение, огромная выносливость и то, что мы называем «кан» — интуиция, или шестое чувство.
Синити Судзуки

 

Синити Судзуки родился в Нагойе 17 октября 1898 года. Его отец, Масакиши, был скрипичным мастером, основавшим в 1888 году скрипичную фабрику в Нагойе. К началу 1900-х годов Масакиши владел первым скрипичным заводом в Японии, который был в то же время крупнейшим в мире.


В детстве Синити работал на фабрике отца, но к скрипке относился только как к игрушке. Но в 17 лет, услышав запись выступления скрипача Миши Эльмана, начал самостоятельно учиться играть на скрипке. Он пытался подражать тому, что слышит в записи.


В 1916 году в возрасте 18 лет Судзуки заканчивает Коммерческую школу в Нагойе. В 1916 году в возрасте 22-ух лет Синити отправляется в Токио. Он останавливается в доме принца Токугава и учится скрипке у Кох Андо (Koh Ando). 
Спустя год Синити Судзуки покидает Японию и отправляется в путешествие по миру. Он остается в Германии, чтобы в ближайшие 8 лет учиться у Карла Клингера.


В Берлине Судзуки встречает Альберта Эйнштейна (который, кстати, был признанным виртуозом-скрипачом). Эта встреча вдохновляет молодого Судзуки на создание базы методики воспитания талантов. На одном из многочисленных музыкальных вечеров он встретил свою будущую жену, Валтруду Прандж. В 1928 году в возрасте тридцать лет он женится на ней и возвращается в Японию.


Вместе со своими тремя братьями он создает струнный квартет Судзуки, гастролирует по стране с концертами. С этого времени, Судзуки работал инструктором в музыкальной школе. В 1930 году он стал президентом музыкальной школы.
В 1931 году, наряду со знаменитым русским скрипачом Александром Могилевским, Судзуки признается ведущим профессором в Императорской консерватории в Токио. В этом же году он впервые начинает обучать четырехлетнего малыша, сына своего знакомого.
На репетиции квартета в один прекрасный день в 1933 году он удивил своих братьев, неожиданно заявив то, что они считают очевидным: «все японские дети говорят по-японски». С помощью этого простого наблюдения Синити Судзуки сделал гениальное открытие: каждый ребенок может научиться игре на музыкальном инструменте (или научиться чему-то другому) подобно тому, как он обучается родному языку.


Он открыл совершенно очевидную истину, которую никто раньше не замечал. Его открытием стал тот факт, что ребенок, родившийся в определенной стране, автоматически в течение года-двух осваивает язык своей родины. Это означает, что любой детский мозг в состоянии освоить миллионы потенциально возможных языков. Причем не просто язык данной страны, а особый диалект конкретной местности, в которой родился малыш.


Открытие Судзуки состояло в том, что система, включающая в себя голос, ухо и мозг, представляет собой совершеннейшую копировальную машину, дающую практически безграничную возможность освоить мелодию любого языка. И не имеет значения, о каком языке идет речь: китайском, португальском, музыкальном, художественном или японском. Достаточно поместить ребенка в нужную обучающую среду и создать соответствующие стимулы, и он сможет выучить что угодно!


В 39 лет он дает уроки игры на скрипке на дому.


Во время Второй мировой войны скрипичная фабрика отца Судзуки была уничтожена во время налёта американских ВВС, погиб один из его братьев. Семья Судзуки осталась без гроша и, чтобы прокормиться, Синити давал уроки детям-сиротам в городах, где он жил.


А в 1946 году Судзуки отправляется в Мацумото, где открывает ассоциацию «Дошикай». В этом отдаленном городе в центре Японии, он продолжает развивать свой метод.


В 1948 году «Дошикай» переименован в Институт исследования талантов. В 1950 году Институт исследования талантов стал организационной структурой, уполномоченной Министерством образования.


В 1949 году в его Институте уже 35 отделений и 1500 учеников.


В 1951 году проводится первая Летняя школа Института в Нагано, в которой принимают участие 109 учеников и 11 инструкторов со всей Японии.


Католический священник отец Кандо был настолько тронут массовым концертом, который тысяча детей давала в одном из токийских спортивных залов, что воскликнул: «На наших глазах совершилось чудо».


В 1953 году ведущий литератор, поэт, драматург, критик Франции, послушав выступление детей, опубликовал статью под названием «Идеальное детство», в которой, в частности, писал: «Когда я только увидел этих мальчиков и девочек в возрасте от 6 до 10 лет с их крошечными скрипочками, я решил, что это какая-то игра. Но они исполнили концерт Вивальди, и исполнение было изумительным. Я был не просто тронут, я был поражен. Сказать вам по правде, я еще никогда в жизни не видел у детей такой совершенной музыкальной техники. С невинным выражением на лицах эти детишки играли Баха, и их полифония была тонкой и точной. Пьеса была исключительно трудной, но дети исполнили ее с блеском. А потом одна девочка сыграла Моцарта с большим артистизмом и в прекрасном стиле. Пьеса представляет трудность даже для профессионалов, но она играла ее легко и непринужденно…».


В 1955 году в Токио проходит грандиозный концерт, собравший 1200 маленьких скрипачей, играющих в унисон.


В 1961 году  на концерте в Токио, на котором выступало 400 детей в возрасте от пяти до двенадцати лет, присутствовал один из самых великих виолончелистов 20-ого века – Пабло Казальс. «Наблюдая за прекрасными и непосредственными проявлениями детской жизненной силы», 75-летний Казальс не мог сдержать слез.  После концерта он выступил с речью: «Я стал свидетелем самого волнующего события в своей жизни. В Японии стремление к достижению абсолютных высот в жизни проявляется в заботе взрослых о том, чтобы даже маленьким детям в самом начале их жизни сопутствовали благородные чувства и благородные поступки, в том числе и такая музыка… Вы научили их играть и понимать музыку, которая спасет мир».


В 1960-х годах западные учителя стали приезжать к Синити Судзуки, чтобы  увидеть его учеников и взять у него уроки.


В 1964 году Судзуки отправляется в командировку в США. С этого момента начинается шествие методики по всему миру. Позже движение Судзуки приобретает такой сенсационный размах в Америке, что распространяется еще в больших размерах, чем в самой Японии.


Сам Судзуки отмечал: «в Америке бытовало мнение о том, что дети не смогут и не захотят учиться играть на скрипке до достижения ими возраста восьми-девяти лет. Можете представить себе удивление людей, когда они своими собственными глазами увидели восемьсот японских детей (среди них были и те, кому исполнилось всего три-пять лет), которые играли сложный концерт Баха для двух скрипок. В 1965 году наше выступление было показано по европейскому телевидению».


В США методы работы Судзуки произвели такое впечатление на профессора Клиффорда Кука, что он начал применять их в консерватории Оберлина.


В 1973 году Синити Судзуки путешествовал по Европе.


В 1991 году специальный выпуск британской газеты Sunday Times был посвящен 10 японцам из 1000 человек, которые приложили максимум усилий по обогащению 20-го века. Синити  Судзуки был среди них.


В 1997 году открывается Международная Академия по методике Судзуки.


В 1998 году в возрасте 99 лет скрипач и гениальный учитель умирает.


В настоящее время во всем мире выстроена сеть школ по системе Судзуки. Судзуки метод распространен в 46 странах и регионах.


Первые ученики добились международной известности. Многие из сегодняшних солистов и членов лучших оркестров начали свое музыкальное образование как ученики Судзуки. На сегодняшний день есть более чем 8000 подготовленных учителей Судзуки по всему миру и более 250 000 детей, обучающихся по методу Судзуки.


За свою жизнь Профессор Синити Судзуки получил много почетных степеней. Он был номинирован на Нобелевскую премию мира.


Синити Судзуки был высокодуховным и нравственным человеком. Несмотря на то, что многие ученики Судзуки сделали успешную карьеру в музыке и стали известными музыкантами, профессор не ставил себе цель вырастить гениев. Он отмечал: «Моя цель — сделать из малыша не музыканта, а хорошего, благородного человека». В школах Судзуки обучаются также и больные дети. Музыка для них становится смыслом их жизни. Музыка лечит их и физически, посредством упражнений на инструменте, и духовно, вселяя в их души лучик света.


Однажды на вопрос мамы ребенка: «Может ли мой мальчик стать хоть кем-нибудь?», он ответил, что кем-нибудь он никогда не станет. Учась играть на скрипке, он станет достойным человеком. Не стоит требовать от ребенка, чтобы он стал профессионалом и зарабатывал музыкой большие деньги. Человек с добрым и чистым сердцем всегда найдет свое счастье. Единственная забота родителей – воспитать ребенка честным человеком, чтобы у него были чистые помыслы и благородное сердце.


Среди других учеников в школе Судзуки училась шестилетняя девочка, страдавшая детским церебральным параличом. Она почти не контролировала правую половину своего тела и у нее было косоглазие. Играя песенку «Свети, свети, звездочка», она доходила до последних двух нот первой фразы и тут ее правая рука непроизвольно дергалась, и смычок выпадал из руки. Каждый день бесчисленное множество раз матери приходилось подбирать смычок с пола. Это было нелегким испытанием. За сравнительно короткое время – шесть месяцев – девочка научилась играть это произведение с начала до конца. Благодаря ежедневным занятиям ее правая рука начала обретать силу и ловкость. В последующем у нее выправилось косоглазие, она стала нормально двигаться.


А когда к профессору привели на обучение слепого малыша, он сказал: «Ему не понадобятся физические глаза, если научить его пользоваться духовным зрением».


Таким образом, музыкой он также лечил детей. Лечил и физически, посредством упражнений на инструменте, и духовно, вселяя в их души лучик света.

 

Более подробную информацию о Синити Судзуки Вы можете получить из  следующих источников (указанные источники были использованы при написании настоящей статьи):

1. Взращенные с любовью: классический подход к воспитанию талантов/ С. Судзуки/ Пер. с англ. С. Э. Борич.–Мн: ООО «Пупурри», 2005. – 192 с.

2. http://suzukimethod.or.jp/indexE.html - Japan: Talent Education Research Institute (TERI).

3. http://www.internationalsuzuki.org - International Suzuki Association.

4. http://suzukiassociation.org - Suzuki Association of the Americas (SAA).

5. http://www.europeansuzuki.org - European Suzuki Association (ESA).

 
Foto

Фотогалерея

Video

Видеоотчеты

Video

Страничка психолога